Andrew Nikiforov (knupel51) wrote in old_aeroplan,
Andrew Nikiforov
knupel51
old_aeroplan

Category:

Британские авиабомбы



Часть 2. Британские авиабомбы в межвоенный период


После Великой войны долгое время основу бомбового вооружения составляли огромные запасы бомб Купера, RL и RFC, а также осветительные бомбы "французского" типа (они производились и на британских предприятиях). Старые кадры по-увольнялись, новые занимались систематизацией и стандартизацией "наследства". Было решено, что основой станут бомбы "общего назначения" -- General Purpose (GP). По советской системе они относились, скорей всего, к осколочно-фугасным бомбам -- ОФАБ. В 1922 году были определены основные калибры (50, 120, 250 и 500 фунтов), разработана единая форма боеголовки и съемного хвостовика с перисто-цилиндрическим стабилизатором. Бомбы имели относительно толстостенный корпус, способствовавший лучшему преодолению преграды и осколкообразованию. Однако, при этом в бомбе помещалось небольшое количество ВВ (коэффициент наполнения 25%). Кроме GP к середине 30-х годов были разработаны бронебойные (AP), полубронебойные (SAP), осколочные (F), зажигательные (I), противолодочные (АS) бомбы. В 1933 году появляетсяется 4-фунтовая зажигательная бомба, в 1937 году 20/25-фунтовая зажигательная бомба. Бронебойные и полубронебойные бомбы предназначались для бомбежки кораблей, их наполнение было от 9 до 17%. Наполнение противолодочных бомб составляло до 50%. Командование авиацией задумывалось и о более тяжелых бомбах (1000, 2000 фунтов), но для них просто не было самолетов, а позже и точных прицелов, поэтому предпочтение отдавалось "площадным" бомбежкам множеством легких бомб.
Когда Германия стала вооружаться, командование авиацией вновь провела ревизию своих арсеналов. В отношение GP решили ничего не менять, так как предполагалось, что будущая европейская война станет повторением предыдущей и британской авиации предстоит "работать" по передовой и ближайшим тылам, а не заниматься стратегическими налетами. Поэтому создали 40-фунтовые GP и 20-фунтовые осколочные. Так, как Германия занялась постройкой линейного флота, для его потопления разработали тяжелые бронебойные бомбы и специфические "большого взрыва" (особой мощности): такие бомбы должны были кидаться рядом с кораблем, чтобы гидродинамический удар повреждал корпус корабля.
Отношение к бомбовому вооружению в межвоенный период было "поверхностным", требовалось оружие подешевле, максимально стандартизированное, простое в производстве, с хорошей аэродинамикой (основные носители имели наружную подвеску). Из-за плохого финансирования и непрофессионального подхода новые разработки серьезно не испытывались и не анализировались. Не было хороших бомбардировочных прицелов, в эскадрильях не было специалистов-вооруженцев, для снаряжения бомб использовался аматол -- взрывчатое вещество (ВВ) более дешевое чем ТНТ, но менее мощное.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И ПРИМЕРНОЕ СООТВЕТСТВИЕ СОВЕТСКИМ БОМБАМ

АР -- Armor-Piercing -- бронебойная (БрАБ)
AS -- Antisubmarine -- противолодочная (ПЛАБ)
AT -- Antitank -- противотанковая (ПТАБ)
F -- Fragmental -- осколочная (АО)
GP -- General Purpose -- общего назначения, многоцелевая (ОФАБ)
HC -- High Capaciti -- большой мощности
I -- Incendiary -- зажигательная
MC -- Medium capaciti -- средней мощности
SAP -- Semi-armor piercing -- полубронебойная (ФАБ-ТС, толстостенная)
Smoke S – дымовая сигнальная
P – Practice-- практическая
LC -- Light Case (хим оружие) -- легкая кассета для хим бомб
DC -- Dept charge -- глубинная бомба
Flares – светящаяся (ФотАБ?)
SBC -- Smal Bomb Case (контейнер мелких бомб)
Cluster -- бомбовая связка (РБС)
TI – Target illuminating – осветительная, целеуказания (ЦОСАБ)
Flame float naviganion -- морская ориентирно-сигнальная (МОСАБ)

Иллюстрации


GP 40LB               GP 120LB            GP 250LB           GP 500LB             GP 1000LB          GP 1900LB

Разрез и схема окраски GP-бомбы. Боеголовка имеет два очка, может ставиться два взрывателя. В головное может вкручиваться наконечник или подвесное ушко. Донный взрыватель ввертывается без хвостового конуса. Хвостовик крепится четырьмя защелками простым нажатием хвостовика. Имелся нюанс с боковым подвесным ушком: для разных бомбодержателей оно приваривалось поразному -- отверстием вдоль корпуса или поперек (как на схеме)

Склад с GP бомбами
Боеголовки авиабомб на палубе авианосца. Донная часть (с очком для взрывателя) закрыта заглушкой. В нее ввернута ручка для удобства при ручной переноске

Установка донного взрывателя

Слева 10-фунтовая зажигательная бомба, справа -- 4-фунтовые "зажигалки", массово применявшиеся в следующей мировой войне, послужившие образцом для создания американских зажигательных бомб М50.

Бомбы не имели подвесной системы, укладывались в подвесные ящичные держатели (контейнеры для малых бомб). На левом фото как раз снаряжение контейнера 4-фунтовками. На правом американские М50 в связке

Схема окраски и разрез полубронебойной бомбы. На разрезе бомба без хвостовика с заглушкой.

AP 250LB

AP 2000LB

AS 100LB и AS 250LB MkI

4,5" (5,5") Flare --по такому фото трудно определить точный калибр и предназначение бомбы. Осветительные парашютные бомбы с таким корпусом появились в 1МВ у французов, были приняты на вооружение у остальных союзников и выпускались до окончания 2МВ. Кроме осветительных бомб в таких корпусах были 30-фунтовые сигнальные ("маркерные") Mk.I

Французская САБ периода 1МВ дослужила до 2МВ, являлась образцом для копирования в других странах

S -- дымовая ориентирно-сигнальная бомба

В руках держат морские ориентирно-сигнальные бомбы

10LB практические

После 1МВ производилась 116-фунтовая RL

100-фунтовые бомбы RL с упрощенным стабилизатором под португальским «Шарком»

В дополнение к бомбам 1МВ нашел пару фоток:

RFC 230LB MkIII под «шортом»

Не разорвавшаяся 500-фунтовая RAF (стабилизатор оторвался) бомба

«Хэйли» бутылочной формы

Tags: авиационные бомбы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments